Почему нельзя затягивать с занятиями со щенком?

Около 70% владельцев собак изначально не планируют обращаться к специалистам по дрессировке, считая, что справятся самостоятельно. Еще около 15% обращаются к специалистам, когда с собакой начинаются серьезные поведенческие проблемы, когда возраст собаки в большинстве случаев перевалил за 1 год. 10% идут на дрессировочную площадку в возрасте до года, в среднем от 5 до 10 месяцев. И лишь 5% обращаются к специалистам, когда только планируют завести собаку или только принесли щенка домой.

 

 

Высокая вероятность возникновения страхов и фобий

Обычный владелец щенка – новичок понятия не имеет о том, что есть специфические возрастные периоды, в каждый из которых необходимо уделять особое внимание развитию щенка. Он не знает, что пропустив эти фазы, вернуться к ним будет уже не возможно. И хорошо, если щенок от рождения обладает крепкой нервной системой и в состоянии сам справится с различными стрессовыми жизненными ситуациями. А если нервная система не достаточно сильна и устойчива перед стрессами? А если у щенка сформируются нежелательные условные связи в голове, начнутся страхи, фобии и невростения? Наверное многие из вас сейчас подумали, что я пишу какие-то жуткие и непонятные вещи, и ваш щенок точно не слабак, ему уже 7 месяцев и он всех кошек во дворе гоняет, вы думаете, что ваш малыш точно не из робкого десятка. Но сколько раз я сталкивалась с такими случаями, где у собаки резко развивались фобии в возрасте около года, причем хозяева думали, что они развиваются «ни с того, ни с сего». На самом деле они просто пропустили очень важный сигнал от собаки еще в щенячестве, когда малыш попал в стрессовую ситуацию и чего-то испугался. Я поясню, что это за стрессовые ситуации:

  • Необычные, непонятные собаке предметы, которые пугающе движутся или шумят (пылесос, швабра, фен, вентилятор и т.д.)
  • Необычные, непонятные собаке предметы, которые в добавок еще и касаются собаки (когтерез, расческа, лейка душа, медицинский градусник, спреи от клещей и т.д.)
  • Непонятная пугающая обстановка (в машине, в ванной, в кабинете ветврача, на ж/д вокзале и т.д.)
  • Непонятные пугающие живые существа (собаки, кошки, лошади, люди, насекомые и т.д.)

Я знала собаку, которая боялась крупных летающих насекомых, потому что в щенячестве ее напугала бабочка. Речь идет о крошечном той терьере, который в течение всего лета боялся выходить на улицу. Я знала собаку, которая при всем своем послушании и управляемости, испугавшись лошади, резко выбежала на дорогу. И не думайте, что с вашей собакой такого произойти не может! Бороться со страхами во взрослом возрасте не так то просто. Гораздо проще не дать этим страхам появиться и развиться. Но для этого необходимы знания о профилактике этих страхов, о том, как вести себя щенком в эти возрастные фазы, как вести себя, если щенок испугается. Нет ничего страшного в том, что щенок испугался, страшно закрепить этот испуг и превратить в фобию своими неправильными действиями или бездействием.

 

 

Получение собакой положительного опыта нежелательного поведения

Маленький щенок в первые недели пребывания на улице, чувствует себя не достаточно уверенно, поэтому не отбегает далеко от хозяина, прибегает по первому зову. Но с возрастом щенячья неуверенность проходит, ваш малыш начинает отбегать все дальше от вас, и отзываться на зов все реже. С началом полового созревания подростковые амбиции и вовсе заставляют щенка искать приключений на новой территории, убегать за собаками, скрываясь из зоны видимости. Владелец начинает думать, что во всем виноват пес, стал «вдруг» непослушным. А на самом деле сам владелец и научил собаку вставлять в уши бананы. Чаще всего в первые разы убегания или отказа подходить на зов, после того, как собаку выловили, ей задают трепку. И стоит такой ситуации повториться хотя бы 3 раза, как собака запоминает «к хозяину лучше не подходить». А чаще всего собака эту трепку получает не только за то, что не подошла, когда ее звали, а еще за то, что прыгнула на какого-то прохожего, сожрала что-то в кустах, на кого-то гавкнула, побежала через дорогу и т.д. а исход всегда один, который формируется у собаки в голове последовательной цепочкой:

Команда «ко мне»    >>>      отлов хозяином      >>>      трепка      >>>      прицепление поводка      >>>     отсутствие свободы до конца прогулки / бесконечные рывки (потому что молодой необученный щенок, который не набегался на прогулке, будет сильно тянуть поводок) / сразу уход домой с прогулки.

После формирования такой цепочки собака целенаправленно избегает хозяина на прогулке. Если раньше собака действительно не подходила лишь по невнимательности, она могла не подойти на зов сейчас, когда знакомится с новой собакой, но подойти через 5 минут, когда ее ничто не отвлекает. То после формирования такой цепочки ваш щенок будет всю прогулку пристально следить за вашими передвижениями, чтоб не дай бог не попасться вам, будет держаться на безопасной дистанции. После нескольких таких прогулок собаку больше никогда не отпускают с поводка. Собака толком не выгуливается, энергия от которой собака должна избавляться на качественной прогулке, находит выход в нежелательных действиях. И букет поведенческих проблем начинает цвести и пахнуть. А ведь этих проблем можно было бы избежать, если бы человек обратился к специалисту, когда щенок еще даже на улицу не выходил ни разу. И вместо оплаты одного занятия или консультации, вы вынуждены платить за целый курс, несколько месяцев ходить на площадку, очень долго и упорно доказывать собаке, что вам можно доверять. А доверие возвращается ооочень долго.

 

 

Развитие и закрепление игровой и пищевой мотивации

Щенок – молодой растущий организм, которому нужна энергия не только на поддержание жизни в организме, но и на его развитие. По этой причине практически все щенки имеют отменный аппетит, могут кушать в любое время, когда им предложат. По мере взросления щенка, аппетит угасает, собаке нужно все меньше пищи для роста и развития организма. Примерно к 6 месяцам собака достигает 80% роста и массы своего тела, дальнейшее развитие проходит очень медленно и растягивается на 1,5 – 2,5 года. Если совместить угасание аппетита и рост заинтересованности в познании окружающей среды в возрасте 6 месяцев, то получим собаку, которую сложно будет привлечь вкусняшкой, когда та бегает без поводка, изучая кусты и наедаясь в них же. А теперь представим, что с первых дней жизни щенок получал еду только с хозяйских рук, еще находясь на карантине, он запоминал, что услышав «ко мне», нужно нестись со всех лап к хозяйке – будут кормить, что «место» - это классно – на нем кормят, это не зона изоляции и наказания. Позже на улице, если щенок найдет «бяку» в кустах, то не начнет убегать от хозяйки, боясь, что она отберет его находку, он будет доверять хозяйке, зная, что голодным в любом случае не останется, если придется свою находку ей отдать – его покормят за то, что он поделился ею с хозяйкой. Щенок с малолетства привыкает постоянно получать еду за послушание, в процессе взаимодействия с человеком, и с первых дней с новыми хозяевами, щенок понимает, что хозяева – классные, с ними интересно, и они кормят! Щенок очень быстро привыкает отвлекаться от любых дел и переключаться на работу, на взаимодействие с хозяином. Когда аппетит с возрастом начнет проходить, контакт и заинтересованность в человеке останется, собака уже будет отзываться с первой команды на улице, будет с радостью идти «рядом» и не тянуть к различным раздражителям в виде кошек, собачек, людей и т.д. Любые раздражители будут «меркнуть» по сравнению с хозяином.

Точно также обстоят дела и с играми. Почему щенки игривые? Потому что в игре они познают мир, познают границы общения с другими особями, в игре они отрабатывают элементы охоты. Это заложено в каждом щенке природой. Конечно есть породы и отдельно взятые особи, которые играют до самой старости. Но это заслуга генетики, а не хозяина. Вырастая, щенок перестает играть (если хозяин не занимался развитием игровой мотивации) потому что не возникает потребность в охоте (для чего игровой навык и предназначался), потому что собаку кормят дома из миски, за кошками гоняться не разрешают. Игровой навык просто угасает. А ведь игры  - очень важная и неотъемлемая часть жизни собаки. В игре собака развивает мускулатуру, укрепляет и растягивает связки, в игре тренируется внимание, концентрация, скорость, выносливость и многие другие физические и умственные способности. Благодаря игре можно хорошо нагрузить собаку и физически и умственно. Вместо того, чтобы гулять по 2-3 часа шагом на поводке, можно очень интересно и полезно провести время в игре, и займет это 20-30 минут. Если у собаки силен добычный инстинкт, и она рвется к каждой птичке, мышиной норке, а может даже и другую собаку считает добычей – ее инстинкт необходимо удовлетворить (потому что сам по себе он никуда не исчезнет) в игре. Ведь мячик – та же убегающая добыча. На игрушку всегда можно будет переключить внимание собаки в критической ситуации, например если собака увидела новый незнакомый объект и сильно перевозбудилась – она сможет быстро выплеснуть энергию, пару раз сбегав за мячиком. Если проворонить возраст «игривости», игровую мотивацию будет очень сложно развить, если собака старше года.

Если бы хозяин собачки обратился к специалисту еще на том этапе, когда проблем со щенком нет и в помине, когда ему 2-3 месяца, то грамотный специалист объяснил бы важность кормления во время послушания и важность развития игровой мотивации. И множество проблем не возникло бы в принципе.

 

 

Скорость восприятия информации

Щенок, как и человеческий ребенок, как и детеныш любого живого существа, имеет пластичную психику, высокую скорость восприятия и усвоения информации. С возрастом учиться становится тяжелее, информация усваивается дольше. Маленький щенок, только попавший в новый дом, начинается учиться с первого же дня, даже если его специально никто не учит. Он запоминает где находится его миска с водой, где находится мешок с его кормом, понимает, что после определенного звука человек зайдет в дом, он учится у других животных этого дома. Если кошка ходит по обеденному столу в отсутствие хозяев, а при хозяевах она за такое же поведения получает трепку, щенок будет запоминать такое поведение, и его модель поведения будет выстраиваться с учетом приобретенного опыта. Маленький щенок впитывает информацию как губка, 3-4 месячный щенок обучается в 3-4 раза быстрее годовалого пса. Если начать обучение с 3-х месячного возраста, то к 6-7 месяцам у вас будет на 95% управляемый послушный пес. Оставшиеся 5% - возрастные изменения, которые вы практически не заметите, если к моменту достижения собакой половой зрелости, у вас с ней уже будут выстроены гармоничные отношения, и она будет понимать хозяина с полуслова.

 

 

Сохранность вещей и квартиры в целом

Глядя на щеночка, владельцы-новички думают, какой он миленький пушистый комочек с глазками – бусинками. Но когда этот щеночек начинает гоняться за вами, кусать за пятки, висеть на штанинах, грызть все, что попадается на зуб - у владельцев начинается паника, они думают, что они приобрели монстра. Сколько раз я слышала от людей, обратившихся ко мне за помощью: «он очень злой и агрессивный, постоянно кусается»,  «он все делает назло», «он меня возненавидел», «он мстит», «он это делает специально, чтоб вывести меня из себя». На самом деле есть лишь 2 основные причины, по которым щенки все грызут:


1. Смена зубов. Этот процесс начинается в среднем в 3,5- 4 месяца и проходит немного неприятно. У собаки появляется потребность снять зуд с десен, дать жевательную нагрузку мышцам, избавиться от молочных зубиков.

2. Изучение окружающей среды. Щенки познают мир не только при помощи нюха, зрения и слуха, но и при помощи осязательных и вкусовых рецепторов, которые находятся внутри пасти.

Если хозяева, которые только-только приобрели щенка, сразу обратятся за консультацией к специалисту, то тот их не просто предупредит о смене зубов, но и подскажет, как уберечь руки, ноги, вещи, мебель, но и что немаловажно – самого щенка. Ведь малыш может попробовать на зуб не только ножку стула, но и электрические провода или проглотить несъедобный предмет  – а это крайне опасно! Специалист подскажет, какие предметы стоит убрать из зоны доступа щенка, как подготовить и обработать мебель, как стоит общаться со щенком, чтобы не быть покусанным, а главное, как объяснить щенку, что такое поведение неприемлемо. К сожалению, большинство владельцев обращаются к специалисту, когда щенок уже в подростковом возрасте, когда квартира уже изодрана, нервы истрепаны, когда обида переполняет душу, и очень сложно найти хоть капельку понимания причин такого поведения и признать свою вину. Сил, времени и денег на занятия с собакой практически не осталось, потому что все ушло на «борьбу» с собакой и на ремонт.

Уважаемые любители собак, если у вас или ваших знакомых появился в доме щенок, не затягивайте с занятиями, обратитесь хотя бы за консультацией, некоторые специалисты консультируют бесплатно. Щенок – это чистый лист, создание, стремящееся к общению с человеком, к познанию мира. И именно хозяин должен ВОВРЕМЯ объяснить малышу правила этого мира, показать ему этот мир, понять собаку, и стать понятным ей. Именно от хозяина зависит в кого превратится этот маленький комочек – в компаньона или неуправляемое животное.

 

 

Автор Ольга Дударева